Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы рост числа детей с отклонениями в развитии стал массовым явлением и предметом социальной озабоченности. Серьезными причинами этой проблемы являются ухудшение экологической обстановки, нестабильные экономические показатели, характеризующие низкое материальное благосостояние большинства населения, другие неблагоприятные факторы, недостатки семейного воспитания (психолого-педагогическая неграмотность части родителей), отсутствие теории и практики методов физического и психического развития детей с нарушением интеллектуального развития на ранних этапах развития, отсутствие ранней медицинской помощи детям с отклонениями в интеллектуальном развитии. 70-80 тыс. детей в России имеют диагноз нарушение интеллектуального развития, такие дети обучаются в специальных школах и классах.
Исследования двигательной активности детей с нарушением интеллектуального развития показывают, что такие дети отстают от своих нормально развивающихся сверстников по всем показателям физического развития. Наибольшее отставание наблюдается в развитии координационных способностей.
Физическая активность играет важную роль психическом и моторном развитии, развитие двигательных координационных навыков у школьников с нарушением интеллектуального развития требует изучения и использования научных данных о факторах, влияющих на их развитие. Учитывая тот факт, что координационные навыки чаще всего связаны с уровнем развития интеллекта, развитие этих навыков является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Формирование координационных навыков у детей посредством физического воспитания может целенаправленно влиять на их познавательные процессы, стимулировать их развитие и способствовать лучшему усвоению школьной программы. Успешный двигательный контроль и его регуляция в процессе решения двигательных задач обеспечивается когнитивными процессами.
Однако на практике развитию координационных навыков у детей с нарушением интеллектуального развития уделяется недостаточное внимание. Содержание физического воспитания в специальных школах (коррекционных школах) в основном носит ситуативный характер, а ориентировочные стандарты развития координационных способностей отсутствуют. Многие исследователи подчеркивают необходимость разработки эффективных методов преодоления двигательных нарушений. Целенаправленная коррекция недостатков двигательного развития поддерживает здоровье детей, способствует развитию их двигательной, психической и социальной активности. Наиболее важным периодом являются младшие школьные годы, когда закладываются основы различных навыков, в том числе и координационных. Поэтому формирование координационных навыков у детей с нарушением интеллектуального развития является актуальной задачей физического воспитания.
Вышесказанная информация обуславливает актуальность нашей работы.
Цель исследования: определить основные методы коррекции координационных способностей у детей с нарушением интеллектуального развития.
Задачи исследования:
• Изучить научную литературу по теме исследования;
• Рассмотреть особенности координационных способностей у детей с задержкой интеллектуального развития;
• Проанализировать основные методики по коррекции координационных способностей детей с нарушением интеллектуального развития.
Степень изученности темы в научной литературе: изучением коррекционных способностей у детей с нарушением интеллекта занимались такие ученые и исследователи, как В.У. Агеевец, Б.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, А.Н. Блеер, Виленский, В.М. Выдрин, Ю.Д, Лесгафт, Л.И. Лубышева и др.
Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений интеллектуального развития
1.1 Понятие «нарушение интеллектуального развития»
Нарушение интеллектуального развития — это общее отставание в умственном развитии с преобладанием психических дефектов, врожденное или рано возникшее. Кроме того, согласно определению, наиболее часто используемому в зарубежной психиатрии, тремя основными критериями нарушения интеллектуального развития являются коэффициент интеллекта ниже 70, выраженные нарушения в двух или более областях социальной адаптации и наличие данного состояния с раннего детства.
Дети с нарушением интеллекта, с диффузными органическими поражениями коры головного мозга демонстрируют отставание в развитии всех видов познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и составляют самую большую группу детей с нарушениями развития (более 2% всех детей). У этих детей морфологические изменения происходят во многих областях коры головного мозга, хотя и с разной интенсивностью, и нарушается их структура и функция.
Существуют различные причины поражения коры головного мозга у детей. Это зависит от патогенных (неблагоприятных) факторов, вызывающих повреждение. К таким факторам обычно относят недостаточное снабжение мозга кислородом (во время внутриутробного развития, при рождении или после рождения), повреждение мозга (родовое, внутричерепное кровоизлияние), воспаление мозга и менингов, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарства, применяемые матерью во время беременности, особенно хронический алкоголизм и наркомания матери, некоторые эндокринные нарушения, хромосомные аномалии, генетические заболевания без хромосомных аномалий, например, радиация и ухудшение экологической обстановки также играют определенную роль.
Определение нарушения интеллекта имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение такого определения способствует лучшему пониманию природы аномального психического развития у детей. Нарушения в интеллектуальном развитии детей очень разнообразны. Дать адекватное определение нарушениям интеллекта означает объяснить ее причины и подчеркнуть ее наиболее характерные особенности.
Практическая ценность четкого определения нарушений интеллекта не менее важна. Существует специальная система образования для таких детей, сеть специальных школ и детских домов. Все дети с нарушением интеллекта должны обучаться не в обычных школах, а в так называемых дополнительных школах.
Важно не только правильно подобрать для детей и их родителей школу с поддержкой, но и правильно организовать школьное образование.
Если ребенок без нарушений интеллекта, но находящийся в подобной ситуации, попадает в школу с поддержкой, он не получит вовремя общее образование и будет вынужден учиться в специальной школе, которая отличается от школ, в которых учатся его сверстники дома. Это чрезвычайно травматично не только для ребенка, но и для родителей.
Однако серьезным является и другой тип ошибок. Когда детей, которых следовало бы отнести к категории умственно отсталых, отправляют в обычные школы, они попадают в число хронически неуспевающих учеников, которые разочаровываются в учебе и с трудом посещают занятия. Такие ученики часто не только неуспешны, но и недисциплинированны.
Важно отметить, что термин "умственная осталось" — это не то же самое, что "олигофрен". Термин "умственная отсталость" более обобщенный: он включает олигофрению и другие тяжелые формы нарушения интеллекта (по разным причинам).
В течение жизни можно встретить детей, которые производят впечатление умственно отсталых. Поэтому вопрос о том, могут ли такие дети начинать или продолжать обучение в детском саду, является спорным. Такое впечатление производят, например, глухонемые дети. Глухонемые дети, не посещающие специальные детские сады, значительно отстают от здоровых детей по уровню умственного развития, когда они начинают посещать школу. Но можно ли определить этих детей как умственно отсталых? Конечно, нет. Хотя термины "умственная отсталость" и "умственно отсталый ребенок" похожи, это не одно и то же. При олигофрении умственная отсталость в большей или меньшей степени затрагивает все психические процессы, особенно когнитивные. Восприятие задерживается и сужается, активное внимание нарушается.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Аристова, Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта/Л.В. Аристова. – М.: Академия, 2012. – 78 с.
2 Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2018. – 235с.
3 Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого/В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 2011. – 208 с.
4 Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2019. – 200с.
5 Буяков М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. - М. 1988. 540 с.
6 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. М.: Педагогика, 1983. 675 с.
7 Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 127с.
8 Гогунов Е.H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 264с.
9 Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 186с.
10 Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1976. 543 с.
11 Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. - Л.: Медицина, 1982. 430 с.
12 Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 146с.
13 Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989. 549 с.
14 Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 204с.
15 Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 165с.
16 Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 211с.
17 Мейксон Г.Б., Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 235с.
18 Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 354с.
19 Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. 639 с.
20 Соковня-Семенова И.И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. - М.: Академия, 2001. – 156с.
21 Сулейманов И.И. и др., Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физ¬культурное образование. Часть 3. – Омск: СибГАФК, 2012. - 128с.
22 Суслов Ф.П., Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2016. – 105с.
23 Харре Л., Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 107с.
24 Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2020. - 348с.